ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1 страница

1234

Изучение теоретической части курса «Маркетинг» сопровождается выполнением расчетно-графического задания (РГЗ) у студентов очной формы обучения и контрольной работы у студентов заочной формы обучения. Выполнение данных форм самостоятельной работы производится письменно в соответствии с вариантом по представленным методическим указаниям и предполагает решение всех приведенных задач..

Студенты выполняют РГЗ (контрольную работу) письменно в тетради или на сброшюрованных листах формата А4. Правильно выполненное РГЗ (контрольная работа) после положительного рецензирования допускается к защите, а в случае имеющихся замечаний возвращается студенту для доработки.

При этом студентами заочной формы обучения теоретическая часть курса изучается самостоятельно по рекомендуемой литературе, список которой приведен в конце настоящих методических указаний. Для облегчения усвоения теоретической части курса студентам заочной формы обучения во время экзаменационной сессии читаются установочные и тематические лекции в объеме, предусмотренном учебным планом. В период между сессиями студентам рекомендуется пользоваться консультациями, которые систематически проводят преподаватели кафедры маркетинга.

Студенты, успешно защитившие РГЗ (контрольную работу), допускаются к экзамену.


Первая часть РГЗ (контрольной работы) выполняется по вариантам, которые соответствуют последней цифре зачетной книжки студента.

Задача 1. Выборочный метод в маркетинговых исследованиях

Маркетинговым отделом фирмы проведено выборочное исследование семей с целью изучения степени обеспеченности населения стиральными машинами и среднего «возраста» наличного парка стиральных машин.

Таблица 1

Результаты обследования семей, обслуживаемых фирмой

№ п/п Наименование показателей Варианты
1. Общее количество обслуживаемых семей (тыс. ед.)
2. Количество обследованных семей (ед.)
3. Количество семей, имеющих стиральные машины (ед.)
4. Количество семей с эксплуатацией стиральных машин (ед.)
до 3 лет
4-6 лет
7-9 лет
10-12 лет
13 и более



Используя табл. 1, оцените по своему варианту репрезентативность проведенного обследования. С этой целью необходимо:

1. Рассчитать степень обеспеченности семей стиральными машинами.

2. Рассчитать средний «возраст» наличного парка стиральных машин.

3. Определить предельно допустимые ошибки доли семей, имеющих стиральные машины, и среднего «возраста» наличного парка стиральных машин.

4. Определить количество семей, которое необходимо обследовать, если полученную предельную ошибку среднего «возраста» наличного парка стиральных машин уменьшить в 2 раза.

Методические указания к выполнению задачи 1.

Показатели обеспеченности семей стиральными машинами и среднего «возраста» наличного парка используют при прогнозировании фирмой спроса на стиральные машины и дальнейшего объема продаж.

1. Степень обеспеченности семей стиральными машинами представляет собой долю стиральных машин, имеющихся у изученных семей (р).

2. Средний «возраст» наличного парка стиральных машин можно определить по формуле:

, (1)

где хср средний «возраст» наличного парка стиральных машин;
хi «возраст» наличного парка стиральных машин, средний по каждому возрастному интервалу;
fi количество семей по каждому возрастному интервалу;
n число возрастных интервалов для стиральных машин.

3. При оценке репрезентативности необходимо определить предельно допустимые ошибки степени обеспеченности семей стиральными машинами и среднего «возраста» наличного парка стиральных машин.

Предельную ошибку степени обеспеченности, можно определить по следующей формуле:

, (2)

где Δр предельно допустимая ошибка степени обеспеченности;
n размер выборочной совокупности (число исследованных семей);
N размер генеральной совокупности (число обслуживаемых семей);
t коэффициент кратности ошибки.

Коэффициент кратности ошибки (t) – табличный. В маркетинговых исследованиях считается достаточным принимать его равным 2. Это соответствует утверждению, что надежность выборочного исследования составляет 95,4%.

Для расчета ошибки среднего «возраста» наличного парка стиральных машин используют формулу:

, (3)

где Δ предельно допустимая ошибка среднего «возраста» наличного парка стиральных машин;
σ дисперсия среднего возраста.

Дисперсия рассчитывается по формуле:

, (4)

4. Для определения размера выборки необходимо ошибку среднего «возраста», найденную на предыдущем этапе, уменьшить в два раза. Далее по стандартной формуле (5) рассчитать размер выборки при допущении, что ошибка снижена в два раза.

. (5)

Студент должен сделать промежуточные и итоговые выводы, раскрывающие суть всех действий.

Задача 2. Прогноз объема продаж по коэффициенту эластичности спроса от дохода

В результате исследования были выявлены сведения об объемах продаж некоего товара и о доходе потребителей в расчете на 1 человека (табл.2).

Проанализировав результаты исследования, необходимо:

1. Рассчитать коэффициент эластичности спроса от дохода за каждый год,

2. Определить возможную продажу товаров на последующий год и сделать вывод.

Таблица 2

Зависимость продажи на 1 человека обслуживаемого населения от доходов, тыс. руб.

Показатели Варианты
Продажа товаров на 1 человека в:
1-ом квартале 1,9 3.1 1,5 1,3 1,2 2,3 5,6 3,5 1,1 4,1
2-ом квартале 2,3 4,1 1,7 1,5 1,6 2,8 7,1 4,7 1,5 5.6
3-ем квартале 2,7 4,5 2,1 1,7 2,0 3,4 9,3 6,8 1,9 6,3
4-ом квартале ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Доходы в расчете на душу населения в:
1-ом квартале 12,5 12,1 12,3 12,2 12,4 12,6 12,0 12,7 12,8 12,9
2-ом квартале 15,0 14,7 15,2 14,9 14,8 15,1 15,3 15,4 15,5 15,6
3-ем квартале 17,0 16,5 17,4 17,1 17,3 17,2 16,8 16.6 16,9 16,7
4-ом квартале (прогноз) 24,3 24,2 24,0 24,1 24,5 24,6 23,8 23,9 24,7 23,7

Методические указания к выполнению задачи 2

Перед выполнением задания необходимо изучить материал по данной теме.

Эластичностью спроса называют его способность изменяться под влиянием доходов, цен и других экономических факторов. Показателем эластичности является отношение между относительным изменением спроса и относительным изменением дохода (цены, иных факторов), называемое коэффициентом эластичности.

Коэффициент эластичности спроса от дохода (еI) показывает, насколько процентов изменится спрос при изменении дохода на один процент.

, (6)

где Q1, Q2 величина спроса в первом и втором периодах;
I1, I2 значение дохода в первом и втором периодах;
DQ относительное изменение спроса;
DI относительное изменение дохода.

Рассчитав коэффициенты эластичности каждого года, необходимо проанализировать тенденцию их изменения в динамике.

Прогнозное значение спроса на 4-ый год (Q4) рассчитывается по среднему значению коэффициента эластичности (еI) и прогнозному значению дохода (I4) с использованием формулы:

. (7)

При выполнении расчетов студент должен делать выводы, характеризующие эластичность спроса по доходу, определяющие правомерность использования данного метода прогнозирования и его надежность.

Задача 3. Прогноз продаж с учетом нескольких рыночных факторов

Рассчитать на сколько (в кг.) изменился спрос на бананы в октябре, если изменились цена на бананы, цена на товар-аналог (апельсины) и доходы покупателей по исходным данным, представленным в табл.3.

Таблица 3

Исходные данные

Вариант
Объем продаж бананов в городе в сентябре, тыс.кг.
Цена на бананы в сентябре, руб./кг
Цена на бананы в октябре, руб./кг
Коэффициент ценовой эластичности спроса на бананы 1,1 1,2 1,15 1,25 1,3 1,25 1,05 1,4 1,35 1,5
Цена на апельсины в сентябре, руб./кг
Цена на апельсины в октябре, руб./кг
Коэффициент перекрестной эластичности спроса (бананы-апельсины) 1,1 1,2 1,3 1,15 1,18 1,21 1,26 1,35 1,25 1,27
Среднемес. доход населения в сентябре, руб.
Среднемес. доход населения в октябре, руб.
Коэффициент эластичности спроса на бананы от дохода 1,2 1,3 1,05 1,15 1,25 1,35 1,4 1,6 1,1 1,22

Методические указания к выполнению задачи 3

Для решения задачи используются формулы коэффициентов эластичности спроса по цене, доходу и коэффициент перекрестной эластичности. Необходимо рассчитать частные изменения спроса: на бананы

1) произошедшее под влиянием изменения цены на бананы:

, (8)

где – относительное изменение цены на бананы, %;

– коэффициент ценовой эластичности спроса;

2) вызванное изменением цены на апельсины:

, (9)

где – относительное изменение цены на апельсины, %;

– коэффициент перекрестной эластичности спроса;

3) вызванное изменением дохода потребителей:

, (10)

где – относительное изменение дохода, %;

– коэффициент эластичности спроса по доходу;

Далее для определения совокупного изменения спроса необходимо сложить найденные выше частные значения:

. (11)

Изменение спроса в кг. рассчитывается на основе базового значения объема продаж бананов:

, (12)

где – объем продаж бананов в городе в сентябре, тыс.кг.

Задача 4. Определение устойчивости рынка

Определить ценовую устойчивость рынка по коэффициенту аппроксимации, если известно, что цены на аналогичные продукты установлены на следующем уровне (табл.4).

Таблица 4

Дифференциация цен на марки

Вариант
Марка А 25,0 35,4 45,8 50,1 84,7 75,5 15,5 100,5
Марка Б 25,5 36,8 47,6 52,2 85,6 78,5 15,2
Марка В 24,9 37,9 42,1 54,6 85,2 74,5 15,3
Марка Г 24,5 39,4 35,8 48,9 86,4 72,0 14,0
Марка Д 23,9 40,2 49,5 47,8 87,6 79,5 13,8
Марка Е 26,7 35,4 46,7 56,8 82,1 84,0 13,9
Марка Ж 25,9 31,8 41,2 52,3 79,4 82,0 18,4
Марка З 27,2 41,6 38,6 59,4 91,5 86,5 19,3

Устойчивость цен в данном случае проявляется в характере отклонений фактических уровней цен от средней цены и оценивается коэффициентом аппроксимации ( ):

, (13)

где среднеквадратическое отклонение марочных цен от средней цены;
средний уровень цены.

Коэффициент аппроксимации варьирует между 100% и 0%. Чем ближе он к 0, тем более устойчив рынок. Значение коэффициента выше 15% говорит о неустойчивости рынка.

Задача 5. Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели

В январе, феврале в Москве проводилось панельное исследование магазинов бытовой техники с целью определения емкости рынка телевизоров. Результаты панельного исследования представлены в табл. 5. Определить индекс панели и емкость рынка телевизоров г. Москва.

Таблица 5

Данные панельного исследования магазинов бытовой техники

Показатели исследования Варианты
Число магазинов, задействованных в реализации телевизоров
Число магазинов, входящих в панель
Запас телевизоров на складах магазинов, входящих в панель, шт.: на 1 января на 1 марта 12 278 8 524 12 356 8 647 12 442 8 843 12 354 7 954 12 532 6 539
Общий объем закупок магазинов, входящих в панель, шт.: в январе в феврале 38 560 32 340 41 230 34 530 42 870 38 540 45 270 41 270 43 270 32 450

Показатели исследования Варианты
Число магазинов, задействованных в реализации телевизоров
Число магазинов, входящих в панель
Запас телевизоров на складах магазинов, входящих в панель, шт.: на 1 января на 1 марта 12 635 5 378 11 439 4 567 12 142 5 267 12 372 6 758 13 365 7 348
Общий объем закупок магазинов, входящих в панель, шт.: в январе в феврале 44 350 37 560 40 520 36 540 37 560 32 430 39 540 31 370 41 320 36 450

Методические указания к выполнению задания 5

Панель – это группа лиц или компаний, которые с определенной периодичностью (раз в неделю, месяц, квартал) отправляют запрашиваемую исследователем информацию (данные о повторных закупках, их интенсивности, динамике изменений ценовых и марочных предпочтений). По составу участников панели делятся на потребительские и розничные.

Панельные исследования необходимы для установления сезонных колебаний спроса, тенденций в изменениях потребительских предпочтений, активности конкурентов.

В данном задании панель создана из предприятий розничной торговли.

Индекс исследовательской панели (Иn) определяется по формуле

, (14)

где , остатки продукции на складах каждого магазина на начало и конец исследуемого периода;
Пi объем закупок за этот же период;
Кn количество розничных магазинной, входящих в панель.

Индекс панели показывает средний объем продаж одного участника панели и является ее динамической характеристикой. Емкость рынка может быть найдена по индексу панели с использованием формулы

, (15)

где Кобщ общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией;
t период за который собираются данные по панели, мес.

При выполнении задания студент должен делать промежуточные и итоговые выводы.

Задача 6. Оценка коммуникационной эффективности медиа-плана

Предприятие планирует осуществить рекламную кампанию с использованием периодических изданий (газет, журналов). Установочные параметры изданий: тираж, максимальная площадь рекламной полосы, цена размещения рекламных обращений, пересечение аудиторий представлены в следующей таблице 6.

Таблица 6

Данные об аудитории, стоимости и площади газетных объявлений

Издание Аср, Аi,j (тыс.чел.) Р, руб/см2 Smax, см2 Аd
0,6
0,3
0,7
0,2

Примечание. Условные обозначения в исходных данных:

Аср – тираж или средний размер аудитории (жирный курсив);

Аi,j – пересечение аудиторий изданий (количество читателей одного издания, читающие также и второе издание);

Р – цена размещения рекламного обращения;

Smax – максимальная площадь рекламной полосы;

Аd – доля лиц, читающих издание и не отрицающих какой-либо контакт с рекламой.

Рекламный отдел предприятия рассматривает два альтернативных варианта размещения рекламных обращений. Параметры этих медиа-планов задаются вариантом:

Вариант 1

Медиа-план Издание S1 S2 S3
I -
II -

Вариант 2

Медиа-план Издание S1 S2 S3
I
II


Вариант 3


7168466668192246.html
7168502487022764.html
    PR.RU™