Раздел 1. Эволюция мышления в сфере безопасности полетов ГА.

Безопасность полетов.

Раздел 1. Эволюция мышления в сфере безопасности полетов ГА.

Тема 1. Введение в дисциплину.

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее- безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредствам непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Приемлемый уровень безопасности полетов.

Приемлемый уровень безопасности полетов-эталон, в сравнении с которым надзорный орган может оценивать результат в сфере безопасности полетов.

Показатели безопасности полетов.

Показатели безопасности полетов являются мерой результатов, достигнутых авиационной организацией или сектором отрасли в сфере обеспечения безопасности полетов.

Заданные уровни безопасности полетов определяются с учетом того, какие уровни безопасности являются желательными и реалистическими для того или иного эксплуантанта/поставщика обслуживания.

Требования безопасности полетов необходимы для достижения соответствующих показателей безопасности и заданных уровней безопасности полетов. Она включают эксплуатационные процедуры, технические средства, системы и программы, для которых можно установить показатели надежности, доступности, полученных результатов и/или точности.

Понимание факторов опасности и факторов риска.

• Опасность- состояние, объект или деятельность потенциально являющейся причиной телесных повреждений персонала, повреждения оборудования или структур материальных потерь или снижение возможности выполнять предписываемую функцию.

• Опасность-источник возникновения ущерба.

• Риск- совокупность вероятности нанесения ущерба и тяжести последствий.

Тема 2. Исторические аспекты и основные подходы в решении вопросов БП. Эволюция мышления человека в области БП.

Аспекты в теории безопасности полетов:

• Теоретический

• Организационный

• Эксплуатационный

• Социально-психологический

• Организационно-правовой

• Экономический

Теоретический аспект предполагает создание новых и совершенствование существующих методов изучения безопасности полетов.

Организационный предусматривает совершенствование форм и методов организации безопасности полетов на всех этапах от проектирования до эксплуатации воздушных судов



Эксплуатационный аспект имеет целью повышение качества эксплуатации ремонта авиационной техники.

Социально-психолигический и организационно-правовой аспекты направлены на выявление причин и условий нарушения правовых норм людьми, отвечающими за обеспечение безопасности полетов.

Экономический аспект позволяет дать оценку затрат ( материальных, трудовых), необходимых для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов.

Тема: международные организации гражданской авиации

Все основные участники международного сотрудничества на воздушном транспорте могут быть объединены в группы:

• Государства в лице их правительств и авиационных администраций

• Авиакомпании и авиапредприятия

• Аэропорты

• Туристические фирмы

Международные сотрудничества осуществляются на нескольких уровнях, который можно разделить на общемировой(глобальный), региональный, меж государственный,национальный.

Тема: международная организация ГА( ИКАО).

Ассамблея-высший представительный орган ИКАО, в котором представлены все государства-члены.

Совет ИКАО- главный действующий орган,избираемый Ассамблеей и ответственный перед ней. Состав - 36 государств. Срок работы 3 года.

Совет имеет обязательные и факультативные функции (статья 54 и 55 Конвенции)

Тема 7.

Стратегические цели ИКАО на 2012/13 год.

ИКАО устанавливает стандарты и рекомендуемую практику в целях безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации. ИКАО установила 3 стратегических цели:

1. Безопасность полетов. Укрепление глобальной безопасности полетов ГА.

2. Авиационная безопасность. Укрепление глобальной авиационной безопасности ГА.

3. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие воздушного транспорта. То есть содействие гармоничному и экономически обоснованному развитию международной ГА без причинения не оправданного ущерба окружающей среде.

Стратегические рамки включают 37 программ по трем стратегическим целям, а также 14 программ по вспомогательным стратегиям реализации.

Стратегические рамки ИКАО.

Являясь глобальным форумом для содружества государств-членов и мирового авиационного сообщества, ИКАО:

1) устанавливают стандарты и рекомендуемую практику для безопасного и упорядоченного развития международной ГА

2) Разрабатывает процедуры, инструктивный материал и юридические докумненты

3) Поддерживает повсеместные укрепление надежной и стабильной системы воздушного транспорта.

Вспомогательные стратегии.

1. Поддержка программ

2. Управление или администрация. Руководящие органы.

Сертификация объектов ГА в РФ.

Сертификация и лицензирование в ГА- инструмент государственного контроля и регулирования гражданской авиационной деятельности для обеспечения установленных требований к безопасности полетов

Объекты сертификации ГА:

- аэродромы и аэропорты

- воздушные суда

- авиационные двигатели, воздушные винты

-бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты

Авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы:

- Юридические лица, осуществляющие ТО и ремонт АТ

- Юридические лица- разработчики и изготовители ВС и другой АТ

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала.

Другие юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов ВС или авиационной безопасности

Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

Лицензирование деятельности в области гражданской авиации.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Срок действия:

- не может быть менее чем 5 лет

- может быть продлен по заявлению лицензиата

- положениями о лицензировании конкретных видов деятельность может быть пересмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке,установленном федеральным авиационными правилами.

Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и(или) грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта ( лицензирующий орган, п. 2)

Раздел 4.

Основные понятие, методологической основы обеспечения БП.

Тема 1.

Общие понятие безопасности и надежности.

Безопасность полетов-комплексная характеристика воздушного транспорта определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Уровень риска - вероятность возникновения в полете авиационного происшествия, является сложной функций и зависит от свойств авиационной транспортной системы, параметра состояния и воздействия на воздушное судно внешней среды, эксплуатационных факторов и параметров полета.

Q=F(X,Y,Z,G,X(t)),

Q- уровень риска

F- функция

X- свойства АТС,представленный различными параметрами характеризующие отдельные её элементы( ВС, экипаж, служба обеспечения полетов и ОрВД)

Y- параметры состояния и воздействия на ВС внешней среды

Z- эксплуатационные факторы

G- определяет параметры: высота полета, горизонтальна, вертикальная скорости, перегрузки, углы атаки, скольжения, крена и тангажа.

X(t)- факторы определяющие функциональное состояние АТС с точки зрения БП на текущий момент.

Под надежностью понимается свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров характеризующих способность выполнять требуемые функции заданных режимов и условий применении,ТО, ремонт, хранения и транспортирования.

Безотказность свойства объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность свойства объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонта.

Ремонтопригодность свойство объекта заключается в приспособленности к предупреждения и обнаружения причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствии путем проведения ТО и ремонта.

Работоспособность- состояние объекта которым он соответствует все требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Тема 2.

Особые ситуации в полете и виды особых ситуаций.

Особая ситуация а чаще всего немедленных и не ординарных действий. При этом опасным фактором считается любое воздействие на какой-либо элемент АТС, способное привести к возникновению особой ситуации в полете и стать причиной АП.

Степень опасности последствий для экипажа и авиационной техники, особые ситуации подразделяются на:

1) Усложнение условий полета(УУП)

2) Сложные ситуации (СС)

3) Аварийные ситуации(АС)

4) Катастрофические ситуации (КС)

Стадии развития особых ситуаций.

1) УУ наиболее простая ситуация, требует повышенного внимания экипажа к источнику его возникновения не требуется менять план полета или каких-то экстренных действий. Пример:попадение ВС в не прогнозируемые метео условия

2) СС необходимы своевременные грамотные действия экипажа для предотвращения возникшей угрозы. Пример: отказ одного двигателя на много двигательном ВС.

3) АС необходимость применения экстренных мер в целях предотвращения АС в КС,требует высокого профессионального мастерства и навыков эксплуатации ВС в условиях значительных психофизиологических и физических нагрузок. Пример: отказ 2-х двигателей на 3-х двигательном ВС

4) КС гибель людей предотвратить практически невозможно.

Тема 3. Понятия и виды отказов.

Отказ-это событие, связанное с потерей работоспособности объекта (системы). Отказы могут быть классифицированы на полные и частичные. По связи между отказами он подразделяются на зависимые и независимые.

Зависимый отказ-отказ объекта или элемента объекта обусловленные повреждения или отказами других элементов.

Независимый отказ- отказ объекта или элемента объекта не обусловленные повреждения или отказами других элементов.

По характеру проявления отказы могут быть внезапными или постепенными.

Внезапный отказ - характеризуется резким(скачкообразным) уменьшением работоспособности ниже допустимого предела.

Постепенный отказ - характеризуется постепенным выходом заданных параметров за допустимые пределы.

По характеру причин возникновения все виды отказов могут быть разделены на закономерные (детерминированные) и случайные.

Закономерные отказы - являются следствием дефектов объекта или системы, допущенных при проектировании и изготовлении техники, недоучености или не подготовленности операторов. Закономерные отказы характерны тем что при установлении их истинной причины они устраняются с достаточно высокой эффективностью.

Случайный отказ - это отказы в работе системы вызванные случайными факторами, предотвращения случайных отказов затруднено. Это связанно с необходимостью широкого комплекса мероприятий по их прогнозированию и предупреждению.

Тема 4. Критерии оценки безопасности полетов.

Для оценки БП и выявлении её зависимости от свойств АТС используют различные критерии оценки БП. К таким критериям относят качественные и количественные показатели.

Качественная оценка- проводится с целью выявления опасных групп неблагоприятных факторов для системы "Экипаж - ВС" главного звена в АТС, а так же причин их возникновения и возможные последствия.

Количественный показатель подразделяют на статистические и вероятностные.

Статистические критерии классифицируют как абсолютные и относительные.

Первое учитывают абсолютное число потерь, а вторые полезную работу. Абсолютные критерии позволяют выявить общую тенденцию состояния БП за определенный период, однако они не отражают уровня БП. Более универсальными являются относительные критерии БП, в которых число событий с ВС дается на определенный объемы наработки или выполненных работ.

Тема 5. Концепция системы предупреждения авиационных происшествий(АП) на авиапредприятиях.

Способность ГА к выполнения приведенного требования определяется качеством АТС. В свою очередь система качества функционирования АТС базируется на качестве основных элементов ГА:

- ВС

- наземных средств

- профессиональной подготовки авиаперсонала

Комплексное рассмотрения вопросов безопасности полетов на основе изучения свойств элементов АТС производится с использованием теоретических методов, моделей функционирования сложных технических систем надежности человека к оператора и человека-машинных систем.

Обусловленность деятельности по предупреждению АП диктуется устойчивым постоянством абсолютных показателей БП и дальнейшее повышение уровня безопасности полетов, возможно на новой идеологической системе.

Предупреждение АП надо понимать как:

- поиск опасности

- выявление опасности

- оценку опасности

- разработку методов

- разработку рекомендации и осуществления действий с целью сведения к минимуму или исключению возможности АП и АИ(инцидент).

Основные направления по предупреждению АП:

- по характеру управления факторами опасности

- по степени(уровню) возникающей опасности

- по методом обеспечения надежности элементов АТС

- по природным характеристикам опасности

- по направления деятельности эксплуатационных служб

Контрольная работа структура и методика составления анализа безопасности полетов. (10/11)

Расследование авиационных происшествий(АП) и инцидентов(АИ).

Целями расследования АП и АИ является установление причин АП и АИ и принятия мер по их предотвращению в будущем.

Правила расследования АП и АИ с гражданскими ВС в РФ( далее ПРАПИ 98 разработанный в соответствии с воздушным законодательством РФ, межправительственным соглашением от 30 декабря 1991, с учетом стандартов и рекомендаций приложение 13 конвенции 1944 года и является нормативно-правовым актом РФ, регулирующим деятельность в области расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС. ПРАПИ 98 включают в себя определение и классификацию АП и АИ, устанавливает порядок проведения расследования АП и АИ с гражданскими ВС РФ и гражданскими ВС иностранных государств, участие уполномоченных представителей РФ, в расследование АП и АИ с ГВС на территории других государств, учетов указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

Классификация авиационных событий.

Авиационное событие подразделяется на:

1) АП

2) АИ(серьезные АИ)

3) Производственные происшествия

Авиационные прошествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

1. АП с человевескими жертвами

2. АП без человеческих жертв( аварии)

Производственные происшествия подразделяются на :

1. Повреждение ВС( на земле)

2. Чрезвычайное происшествие (ЧП)

Определения.

1. АП с человеческими жертвами(катастрофа)- АП приведшей к гибели или пропавших без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. Катастрофоам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц находившихся на борту в процессе их аварийной эвакуации из ВС.

2. АП без человеческих жертв (авария)- АП, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа

3. АИ- событие связанное с использованием ВС, которое имело место с момента когда либо какое лицо вступила на борт с намерением совершить полет до момента когда все лица находившиеся на борту с целью полета покинули воздушное судно и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ВС,экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействие внешней среды , могущей оказать влияние на БП, но не закончившееся АП.

4. Серьезный авиационный инцидент- АИ, обстоятельство которого указывают на то что едва не имело место АП. Для серьезных АИ характерны следующие признаки:

• выход ВС за пределы ожидаемых условий эксплуатации

• Возникновения значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров( дыма паров едких веществ.

• Значительное снижение работоспособности членов экипажа

• Значительно повышение психофизиологической нагрузки на экипаж

• Получение серьезных телесных повреждений каким либо лицом находившемся на ВС

• Значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик.

• Возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов ВС, в результате взрыва, пожара, разрушение двигателя и т.п.

• Повреждения элементов ВС не относящихся к АП.

5) ЧП-событие связанное с эксплуатацией ВС, но не относящиеся к АП, при котором наступает один из следующих последствий.

-гибель кого-либо из находившихся на борту ВС, в результате умышленных или не осторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанных с функционированием ВС

- гибель кого-либо лица самовольно проникшего на ВС и скрывавшегося вне зон куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа.

- гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки вне аэродрома.

- гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с ВС, его элементами или газо-воздушной струёй силовой установки

-разрушение или повреждения ВС на земле повлекшие нарушение прочности его конструкции или ухудшения летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания правил хранения или транспортировки.

- угон воздушного судна находящегося на земле или в полете, или захват такого в целях угона

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 52 | Нарушение авторских прав


7164829645531719.html
7164862516765875.html
    PR.RU™