СКАЗАТЬ, УСЛЫШАТЬ, ВЫЛОЖИТЬ ИЗ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ, НАПИСАТЬ 2 страница

Предыдущая123456789Следующая



- А теперь я напишу еще одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я написал. (Морковь)

- Почему вы думаете, что это слово МОРКОВЬ? (Полоска под картинкой оранжевого цвета)

- Какого цвета морковь? (Оранжевого)

- Попробуем «прочитать» это слово (Медленно ведет указкой по полоске слева направо, одновременно проговаривая вместе с детьми слово)

Аналогично проводится работа со словами ПОМИДОР, ВИШНЯ, КАПУСТА. Следует обратить внимание детей на то, что полоска под словом «помидор» красная, под словом «капуста» - салатовая (не зеленая), под словом «вишня» - бордовая.


Все картинки с полосками располагаются на фланелеграфе в ряд. Сначала указкой показывают картинку, а потом проводят по полоске – «читают слово». Когда дети запомнят слова и научатся соотносить их с цветными полосками, картинки убирают, несколько раз меняют полоски местами, каждый раз «прочитывая» слова по порядку.

- Какие слова мы прочитали?

- Сколько слов прочитали? (Пять слов)

- Что обозначают эти слова? (Предметы)

- Как можно назвать огурец, морковь, помидор и капусту одним словом? ОВОЩИ

- Ребята, вам понравилось «читать» слова? На следующем занятии мы еще поиграем в эту игру. А сейчас до свидания, дети!

4. Формирование представления о многозначности слов.

Педагог показывает детям авторучку и спрашивает:

- Что это? (Ручка)

- А сейчас я возьму куклу за руку. У куклы маленькая рука, поэтому мы можем ее назвать … (ручка)

- И дверь я могу открыть, если возьму ее за ручку (показ).

- Видите, как интересно: три разных предмета называются одним словом РУЧКА.

- У каких предметов еще есть ручка? (У кастрюли, у сумки)

Р У Ч К А


Аналогичная работа проводится со словами

ЛИСИЧКИ - грибы, животные

ПЛИТКА – керамическая, электрическая, шоколадная

КОСА – девичья, песчаная, сельскохозяйственная.

5. Формирование представления о том, что одно действие можно назвать разными словами.

Предъявляется картинка «Мальчик ест».

- Скажите, что делает мальчик? (Ест)

- Как можно сказать по-другому? (Принимает пищу)

- А если мы знаем, что мальчик ест утром, как можно сказать? (Мальчик завтракает)

- Мальчик ест днем или вечером. Как об этом можно сказать? (Мальчик обедает или ужинает)

- Значит, одно и то же действие «ест» мы можем назвать по-разному, разными словами:

ЕСТ – ЗАВТРАКАЕТ – ОБЕДАЕТ – УЖИНАЕТ

- Можно сказать: МАЛЬЧИК УТРОМ УЖИНАЕТ? (Нет, ужин – это вечерняя еда)



6. Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности речи. Дидактическая игра «Скажи, как я»

Педагог произносит слова тихо, громко, шепотом, голосом обычной громкости, медленно, быстро. Дети повторяют слова, копируя темп и громкость произнесения.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Белка»

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ,

ПРОДАЕТ ОНА ОРЕШКИ.

ЛИСИЧКЕ-СЕСТРИЧКЕ,

ВОРОБЬЮ, СИНИЧКЕ,

МИШКЕ ТОЛСТОПЯТОМУ,

ЗАИНЬКЕ УСАТОМУ.

КОМУ В ПЛАТОК,

КОМУ В РОТОК,

КОМУ В ЛАПОЧКУ.

(Кисти сжаты с кулаки и прижаты друг к другу. Большие пальцы отогнуты и тоже прижаты друг к другу. Все пальцы сжимаются в кулачки и по одному отгибаются, начиная с указательного).

7. Формирование графических навыков.Обведение контура геометрической фигуры и штриховка.

«ФЛАЖКИ»

Занятие 6.

Тема: Слова короткие и длинные.

a учить детей самостоятельно подбирать и называть слова, изображать их цветными полосками, подсчитывать количество сказанных и услышанных слов; формировать представление об уменьшительно-ласкательной форме слова; учить различать длинные и короткие слова.

1. Подбор слов на заданную тему.Дидактическая игра «Передай флажок дальше».

- Мы будем передавать друг другу флажок по кругу. Тот, у кого флажок, должен быстро вспомнить и назвать любое слово и передать флажок дальше. Кто не назвал слово, тот проиграл. Называть можно слова, обозначающие и предмет, и действие, и качества предмета. Важно, чтобы слова относились к названной мною теме. Итак,

Тема: ОСЕНЬ ЛИСТЬЯ, ЖЕЛТЫЙ, ЛИСТОПАД, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ХОЛОДАЕТ, ОПАДАЮТ, ТУЧИ, ГРИБЫ, ЗАПАСЫ, УЛЕТАЮТ……

Темы: ИГРУШКИ, ДЕТСКИЙ САД, ДОМ.

2. Изображение слов с помощью цветных полосок

-Ребята, давайте вспомним, как Карандаш учил нас писать полосками слова, а потом читать их.

Дети несколько раз вместе с педагогом «читают» слова, продвигаясь с помочью указки слева направо – от начала слова (полоски) к концу, одновременно проговаривая слово.

- Возьмите картинку, которая лежит у вас на столе, цветную полоску и напишите с помощью полоски ваше слово, а потом прочитайте его.

3. Подсчет количества слов

- Будьте внимательны. Я скажу несколько слов. Послушайте их внимательно, постарайтесь запомнить, а потом напишите полосками.

а) КАРАНДАШ, КУКЛА

б) МИШКА, КУБИКИ, ШАР

в) МАШИНА

г) СКАКАЛКА, КНИГА, КРАСКИ, КИСТОЧКА

После предъявления каждой группы слов:

- Сколько слов я сказала?

- Сколько слов вы написали?

- Какие слова вы написали?

- Покажите первое слово, последнее слово, второе слово.

4. Формирование понятия об уменьшительно-ласкательной форме слова.

- Ребята, кто из вас знает ласковые слова? Вспомните, как мама вас называет, если вы сделаете что-нибудь хорошее (Сашенька, Оленька)

- Слова тоже могут быть ласковыми. Вот ЕЖ. А ласково его можно назвать ЕЖИК. Вот БЕЛКА, а ласково – БЕЛОЧКА.

- У меня есть мешочек. Он не простой, а волшебный. В нем лежат только ласковые слова. Мы будем сейчас доставать из мешка картинки и называть их ласково.

ФОНАРЬ – ФОНАРИК КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК

РЫБА – РЫБКА ЧЕРЕПАХА – ЧЕРЕПАШКА

ПЕТУХ – ПЕТУШОК РЮКЗАК – РЮКЗАЧОК и т.д.

5. Дифференциация слов по длительности звучания.Дидактическое упражнение «Слова можно прошагать».

- Дети, мы с вами знаем, что слов на свете так же много, как и людей. Все люди разные, не похожие друг на друга. И слова тоже разные. Вот Таня и Женя. Таня – маленького роста, Женя – высокий. Слова же могут быть короткими и длинными. Вот послушайте два слова:

ДОМ ПИРАМИДА

-Слово ДОМ я сказала очень быстро, потому что оно короткое. Давайте все вместе скажем: ДОМ.

- А теперь скажем ПИРАМИДА. Слышите, как мы долго произносим это слово. Слово «пирамида» длинное, оно звучит долго.

- Подумайте и скажите, эти слова длинные или короткие:

МОРКОВКА МЫШЬ ТАПОЧКИ

ПАРОВОЗ ЗУБ НОС

- Ребята, вам трудно было определить, длинное слово или короткое? Хотите, я скажу вам один секрет? Оказывается, определить длинное слово или короткое можно по количеству шагов. Помогите мне, пожалуйста, Таня и Женя. Таня, твое слово ДОМ. Женя, твое слово ПИРАМИДА. Сейчас мы с Таней будем произносить слово ДОМ и шагать. Получился только один шаг. Значит, слово «дом» короткое. Теперь с Женей произнесем слово ПИРАМИДА и тоже будем шагать вперед. Сколько шагов мы прошли? (4 шага). Значит, это слово длинное.

- Возьмите на наборном полотне любую картинку и «прошагайте» слово, определите, длинное оно или короткое.

6. Добавление недостающего слова в двустишии, развитие чувства ритма.

- Добавьте слово, которого не хватает в этих стихах. На доске висят картинки-подсказки.

Вещунья-белобока, Зайку бросила хозяйка –

А зовут ее … (сорока). Под дождем остался … (зайка).

Серый волк в густом лесу Ходит по лесу хорек,

Встретил рыжую … (лису). Хищный маленький … (зверек).

Эй, не стойте слишком близко - Зайка громко барабанит:

Я тигренок, а не … (киска). Он серьезным делом … (занят).

7. Развитие интонационной выразительности речи.

- Ребята, одно и то же слово можно произносить по-разному. Я сейчас скажу слово «О!», а вы догадайтесь, когда я скажу радостно, когда удивленно, когда гневно, когда с восхищением.

- А сейчас мы «озвучим» фотографии. Нажимайте кнопку под фотографией и говорите слово «ДА». А как, с какой интонацией нужно сказать, вам подскажут фотографии.

безразлично радостно гневно восхищенно удивленно недоверчиво

Перед выполнением задания следует уточнить значения слов, определяющих эмоциональные проявления.

8. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.. Упражнение «На полянке»

НА ПОЛЯНЕ СТОИТ ДОМ, (изображение пальцами крыши дома)

НО А К ДОМУ ПУТЬ ЗАКРЫТ (соединение кистей в «замок»)

МЫ ВОРОТА ОТКРЫВАЕМ (разведение рук в стороны)

В ЭТОТ ДОМИК ПРИГЛАШАЕМ (изображение крыши дома)

9. Формирование графических навыков.Обведение контуров геометрических фигур, складывание из них определенных предметов, штриховка.

«ДОМИКИ»

Занятие 7.

Тема: Схема слова. Обозначение слов цветными полосками.

a закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде цветных полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.

1. Называние заданного количества слов.

- Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …

- Сколько слов вы сказали?

- Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?

- Каким по счету было слово …?

2. Подбор слов по картинкам-символам.

- Посмотрите, дети, какое чудо-дерево выросло у нас в группе. Вы заметили, что вместо плодов на нем картинки-символы. Давайте вспомним, что они обозначают. (Слово-предмет, слово-действие, слово-качество предмета)

- Будем срывать плоды с чудо-дерева. Вам нужно правильно подобрать слово к картинке-символу. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется и назовет больше слов.

3. Подбор созвучных слов. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

- Ребята, послушайте мои слова. Они звучат очень похоже, складно, как стихотворения:

КОШКА – ЛОЖКА – НОЖКА – МОШКА

УШКИ – ПУШКИ

- Давайте поиграем. Вы все будете поэтами и будете подбирать похожие по звучанию слова, так, чтобы получилось в рифму (слово объясняется в ходе подготовительной работы к занятию).

КНИЖКИ – МИШКИ – ШИШКИ – МАРТЫШКИ ….

ЕЖИКИ - ….

ПТИЧКИ – СИНИЧКИ – НЕВЕЛИЧКИ ….

4. Обозначение слов цветными полосками

-Дети, мы с вами учились определять, длинное слово или короткое. Если при произнесении слова успеваешь прошагать много шагов, значит слово … какое? … (длинное), если мало – то слово … (короткое). А сейчас обозначим цветными полосками слова. Длинную полоску положим, если слово длинное, а короткую полоску, если слово короткое. Выполняйте задание самостоятельно. Картинки со словами лежат в ваших конвертах на столе.

КИТ БАБОЧКА НОС СТРЕКОЗА ГЛАЗ САМОКАТ

- Давайте прочитаем слова, записанные полосками. (Следить, чтобы указка, которой дети проводят по полоске, не опережала «чтение»)

5. Дифференциация длинных и коротких слов. Дидактическая игра «Кто ушел вперед?»

- Интересно, у кого из вас оказалось самое длинное слово? Мы сейчас определим. Будем шагать вдоль веревки, которая лежит на полу, и произносить слово. Кто уйдет дальше всех, у того самое длинное слово.

- У кого самое длинное слово?

- У кого самое короткое?

- Сколько шагов вы сделали?

6. Формирование представлений о родственных словах

- Дети, с вами хочет поиграть Карандаш. Он приготовил для вас новую игру.

Карандаш:

- Посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Зима)

- Как еще можно назвать зиму? (Зимушка)

- А как можно назвать день зимой? (Зимний)

- Как называются одним словом птицы, которые у нас остаются

на зиму? (Зимующие)

- Как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют)

- А что такое «зимовье»?

- Какие зимние слова мы назвали?

- Если вы внимательно их послушаете, то в каждом слове услышите часть «ЗИМ». Все слова относятся к зиме, и у всех есть общая часть в слове. Это

СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ.

- Вы похожи на своих родственников – маму, папу, бабушку, дедушку. А зимние слова-родственники похожи на свое главное слово ЗИМА.

- Давайте подберем «родственников» к слову ЧАЙ.

ЧАЙ ЧАЙНИК ЧАЙНЫЙ

ЧАЕВНИЧАТЬ ЧАЕПИТИЕ ЧАИНКА и т.д.

- Какую общую одинаковую часть вы слышите во всех этих словах?

- А сейчас каждый подберет самостоятельно родственные слова к предметам на этой картинке (Слова: СОЛНЦЕ, СНЕГ, ЕЛЬ, ДЕРЕВЬЯ и т.д.)

.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Зайцы»

СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ (указательный и средний пальцы правой руки вверх,

остальные выпрямить и соединить)

ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко

расставлены)

ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко

расставлены)

СКАЧЕТ ЗАЙКА ДРУГОЙ.(указательный и средний пальцы левой руки вверх,

остальные выпрямить и соединить).

7. Формирование графических навыков. Штриховка в ограниченном пространстве, чередование вертикальной и горизонтальной штриховки. Штрихование по готовым контурам

«КОРЗИНКА»


Занятие 8.

Тема: Предложение.

a формировать представление о предложении, о значимости каждого слова в предложении; учить детей подбирать родственные слова

1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать?»

- У каждого из вас два флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!

2. Формирование представления о предложении

- Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш:

- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)

- Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ

Педагог:

-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш:

- ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК

Педагог:

-Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ

- Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)

- Что мы сейчас говорили? (Предложения)

- Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)

- О ком говорится в каждом из этих предложений?

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Послушайте, это предложение или нет:

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО

- Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не

связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

- Любой рассказ или сказка состоят из предложений.

Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?


7162585616018838.html
7162614244308298.html
    PR.RU™